Горячие новости
Новости

Валерий Павлович Чкалов

Легендарный летчик. Комдив. Герой Советского Союза.

Чкалов (2)2 февраля 2014 года исполнилось 110 лет со дня его рождения. В нашем городе Борисоглебске, как и во всей стране, эта дата не прошла незамеченной. Мы считаем Чкалова своим земляком. И свято чтим память о нем. Он прожил жизнь короткую, но необыкновенно яркую.
 Валерий Чкалов оставил незабываемый след в истории России, в истории развития боевой авиации. Как летчик-испытатель, он дал путевку в небо лучшим в то время самолетам-истребителям. Ему рукоплескал весь мир, когда под его командованием советские летчики-асы совершили два дальних беспосадочных перелета длиной до 10 тысяч километров. Эти перелеты навсегда вошли в историю отечественной и мировой авиации.
Около 260 выпускников Борисоглебской школы летчиков, в которой учился и Валерий Чкалов, стали Героями Советского Союза.  Девять  из них удостоены этого звания дважды. И все послевоенные годы героизм воспитанников школы лётчиков служил и служит примером для новых поколений курсантов, получивших путевку в небо в старинном городе Борисоглебске.

Родился  Валерий   Павлович Чкалов в рабочей семье, в селе Василево Нижегородской области (сейчас  город Чкаловск). После окончания  сельской  школы, поступил в 1918 году в  Череповецкое техническом училище. Однако  из-за разрухи в стране, вызванной Гражданской войной и интервенцией (1918-1920 гг.)  это училище временно закрыли.  Валерий Чкалов вернулся домой.  Его отец работал котельщиком, в Васильевских казенных мастерских (теперь Чкаловская судоверфь). Валерий некоторое время работал у него подручным. Вскоре, весной  1919 года, юный Чкалов устроился кочегаром на пассажирский пароход. Именно с палубы парохода, неспешно шедшим по Волге, он впервые увидел в небесной дали самолет. И загорелся мечтой стать летчиком. К цели своей  шел решительно.

Уже осенью 1919 года он вступил в ряды Красной Армии. Добровольцем.
Ему шел 16-й год. Чкалов был отправлен Канавино (район Нижнего Новгорода)  в 4-й авиационный полк. Здесь, в авиационных мастерских,  Валерий работал слесарем-сборщиком самолетов. Затем, в 1921 году, ему дали путевку  в Егорьевскую  авиационную теоретическую школу летчиков. Чкалов  успешно ее закончил. В середине апреля 1923 года его  переводят  в Борисоглебск, во 2-ю  военную школу летчиков Красного Воздушного Флота. Школа была сформирована в январе 1923 года  в Москве и перебазирована в уездный город Борисоглебск, входивший в то время в Тамбовскую губернию (позже Борисоглебск войдет в состав Воронежской губернии).

Свой первый самостоятельный полет  Валерий Чкалов совершил в небе над Борисоглебском. Фигуры сложного пилотажа  он выполнял настолько чётко, что даже инструкторы смотрели на его полеты с восхищением.
 Н.Ф.Попов, первый инструктор Чкалова, вспоминал: «Мне приходилось не раз бывать с ним в воздухе. Сидишь иной раз в учебном самолете на инструкторском месте и чувствуешь, как это малец, не пролетавший еще и десяти часов, заставляет машину подчиняться своей воле, властвует над ней».

Вся группа первых выпускников Борисоглебской школы летчиков 26 октября 1923 года была откомандирована в Московскую военную школу воздушного боя для дальнейшего совершенствования летного мастерства. На выпускном вечере Чкалов выступил с речью и, обращаясь к присутствующим, сказал: "Я счастлив, что окончил школу и уезжаю с первым выпуском, но мне жаль покидать ее, ведь все сделано здесь нашими руками. Берегите школу, друзья!"

В 1924 г. Чкалов стал военным летчиком, в 1930 г. - летчиком-испытателем. Он жил в такое время, когда на международной арене появился фашизм, провозгласивший своей политикой порабощение народов и установление мирового господства. Поэтому Чкалов готовил себя к борьбе с врагом и физически, вырабатывал выносливость.
Он систематически занимался спортом на земле, а в воздухе готовился к большим перегрузкам. Так, в одном из полетов Валерий Чкалов за 40 минут выполнил 250 мертвых петель. Летал вверх колесами, делал крутые пикирования, штопорил до малых высот и резко переводил самолет в набор высоты. Безукоризненное летное мастерство и выносливость не раз помогали Чкалову выходить из трудных ситуаций.
Полёт Чкалова под Невским мостом в Ленинграде , виражи вокруг Исаакиевского собора и ряд других новых фигур высшего пилотажа заставляли замирать сердца от тревоги за летчика-аса и одновременно вызывали неподдельное восхищение его уникальным мастерством пилотажа. Хотя, справедливости ради сказать, его рискованные неуставные полеты начальству не понравились. Чкалова, в то время служившего в Ленинградской Краснознаменной авиаэскадрилье  им. П.Н.Нестерова, на время отстранили от полетов.

Широкую известность Чкалов приобрел еще в 1927 году. Он участвовал в ноябрьском воздушном параде. И над Центральным аэродромом, где присутствовали члены Политбюро, правительства и зарубежные гости, продемонстрировал целый каскад фигур высшего пилотажа. Нарком Обороны К.Е.Ворошилов объявил Чкалову благодарность и наградил ценным подарком.
Вскоре в СССР приехали немецкие летчики-асы, считавшие себя лучшими в мире. Им предложили посмотреть пилотаж наших летчиков. В воздух поднялась группа летчиков, в том числе В. П.Чкалов. Немцы были удивлены мастерством пилотажа Чкалова и его друзей и, конечно, сбавили спесь.

В 1930 году Чкалов был назначен на должность летчика Научно-испытательного института ВВС в Москве, а в 1933 году неожиданно для себя Валерий Павлович получил приглашение работать летчиком-испытателем на авиационном заводе им. Менжинского.
С этого дня начинается самый яркий период в его жизни. Он стал шеф-пилотом замечательного авиаконструктора Н.Н.Поликарпова. Чкалов испытывал лучшие самолеты-истребители 30-х годов. Он принимал участие в испытании тяжелых бомбардировщиков и в испытаниях истребителей танков. Он дал дорогу в жизнь истребителю "И-16", доказав боеспособность этой машины, хотя далеко не все авиаспециалисты разделяли его точку зрения. Этот самолёт сыграл большую роль в начале Великой Отечественной войны.

На авиационном параде в Москве 1мая 1935 года Чкалов возглавил «красную пятерку» истребителей «И-16» , которая продемонстрировала изумительные фигурные пролеты.
Очевидцы утверждают, что пятерка облегченных истребителей красного цвета «ворвалась на площадь ниже крыш зданий и, вращаясь как единое целое, групповой восходящей бочкой ушла в небо».
В.П. Чкалов и главный конструктор Н.Н. Поликарпов Указом ЦИК СССР от 5 мая 1935 года были награждены орденами Ленина.

Зенита славы В.П. Чкалов достиг после исторических дальних перелетов. Вместе с Г.Ф. Байдуковым и А.В. Беляковым  Валерий Чкалов 20-21 июля 1936 совершает  легендарный беспосадочный перелет из Москвы в Петропавловск-на- Камчатке и далее на остров Удд  (9374 км за 56 часов 20 минут).
Родина высоко оценила этот подвиг. Чкалов, Байдуков и Беляков были удостоены звания Героя Советского Союза, награждены орденом Ленина.

Но чкаловский экипаж не покидало желание осуществить перелет через Северный Полюс в США. И весной 1937 года разрешение было получено. Валерий Павлович с экипажем того же состава 18 июня 1937 года взял старт для еще более сложного беспосадочного перелета «Москва - Северный Полюс - Ванкувер (США). Преодолев 9130 км за 63 часа 16 минут героический экипаж завершил трансполярный рейс 20 июня в американском городе Ванкувере (штат Вашингтон).
За этот перелет Чкалов и члены его экипажа были награждены орденом Красного Знамени.
Спустя десятилетия, 20 июня 1975 года, в Ванкувере был открыт монумент экипажу советского самолета АНТ-25, совершившему беспосадочный перелет из Страны Советов в Америку через Северный полюс.

12 декабря 1937 года В.П. Чкалов был избран депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР первого созыва. Через полгода ему досрочно присвоили генеральское звание - комбриг.  Как депутат Валерий Павлович часто встречался с избирателями, с артистами, рабочими. Выступал в качестве судьи на спортивных соревнованиях. А на заводе продолжал испытывать новые самолёты.

В 1938 году главный конструктор Н.Н.Поликарпов усовершенствовал самолёт-истребитель И-16 под маркой И-180.  Валерия Павловича отозвали в Москву из краткосрочного отпуска для испытания нового истребителя И-180. Испытательный вылет был назначен на 15 декабря.
Этот день был солнечным и морозным.
Чкалов благополучно взлетел, сделал  облет самолета по кругу, затем, на большой высоте, пошел по второму кругу. Выполнив его, сбавил газ и стал снижаться. До аэродрома было ещё далеко. Необходимо было еще "подтянуть". И вдруг мотор заглох: переохладился на сильном морозе. Самолет круто пошел вниз. Мог ли Чкалов воспользоваться парашютом? Мог. Но не сделал этого. Внизу он видел дома. Их жителям грозила гибель при падении самолёта. В последние мгновения Валерий Павлович свернул в сторону. Истребитель с выключенным мотором врезался в высоковольтную опору. Очевидцы свидетельствуют, что от сильного удара Чкалова выбросило из кабины вместе с сиденьем. Он сильно ударился головой о балку...

Так погиб легендарный летчик - испытатель Валерий Чкалов. Это трагическое событие  было воспринято народом  и личным составом ВВС с глубокой скорбью.

Похоронен Валерий Павлович Чкалов в Москве. Урна с его прахом установлена в Кремлевской стене на Красной площади.

От автора:

Борисоглебской школе летчиков в декабре 1938 года было присвоено имя  В.П.Чкалова. Такова была воля  командиров и курсантов училища и всех жителей города.  После войны статус Борисоглебской  Краснознаменной военной  авиационной  школы  имени В.П. Чкалова  повысился. В 1969 году ее  преобразовали в Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков имени В.П. Чкалова.

Рада Степанова

Просмотров: 2648
Теги: Чкалов
Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь